A- | A | A+
Эл.журнал учителя
Имя
Пароль
Запомнить меня    

Особенности дистанционного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья

dir 
От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Развитие человека, формирование его личности зависят от благотворного влияния семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребёнка, от умения направить процесс формирования его личности.

Никому в голову не придёт готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи своих родных. Но никто, к  сожалению, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или рождения нездорового ребёнка.

По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности  близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи тяжёлого заболевания детей. От того, какую стратегию поведения  во взаимоотношениях с ребёнком - инвалидом выберут родители, во многом зависит состоятельность самого ребёнка.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов.

У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход.

Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Разумеется, обучение “особых” детей должно сопровождаться наблюдением со стороны психологов и врачей.

Специальными задачами дистанционного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка.

Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного.

С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и  программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс. Повышению мотивации, активизации познавательной деятельности ребенка служит использование познавательных задач – специальных дидактических заданий, упражнений на развитие психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления), лежащих в основе творческих способностей. Виды таких упражнений многократно описаны в психолого-педагогической литературе, но практика их использования в ходе освоения учебных предметов разработана слабо.              Исходя из содержания учебного материала и индивидуальных возможностей, ставятся дифференцированные задачи для ученика (что нужно знать, что уметь, о чем иметь представление) и цели для учителя – предметные (отбор понятий, терминов, вопросов, фактов) и коррекционно-развивающие (определение характера помощи: стимуляция, организация) и ее объема, развитие ОУУН, научение способам действия и обучение рассуждению).

На  дифференцированной основе планируется и диагностика знаний. Наличие обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с усложнением задания соответствует сути коррекционного обучения, позволяет учитывать возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Этим же целям служат информационные карты урока с необходимым справочным материалом, опорным конспектом, тренировочными заданиями с различным объемом помощи.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

    • Поэтапное разъяснение заданий.
    • Последовательное выполнение заданий.
    • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
    • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
    • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

    • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
    • Чередование занятий и физкультурных пауз.
    • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
    • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
    • Работа на компьютерном тренажере.
    • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
    • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
    • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
    • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся.

Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ

Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление, малая физическая активность во внеучебное время.

Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно- практические методы; для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь (таблички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию детей-инвалидов и способствующие нормализации эмоционального поведения, предметной деятельности.

Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов.

ИНДИВИДУАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ  СИСТЕМА  ОБУЧЕНИЯ

Индивидуально-ориентированная система обучения (в дальнейшем – ИОСО) призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения  и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

Смысл названия данной технологии обучения в том, что она ориентирована :
1. на учет своеобразия психики и личности инвалида;
2. на развитие учащимися своей индивидуальности;
3. на работу учителя с учеником-инвалидом;

Что является основой ИОСО ?
Основой является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме:

Источники
изучения

Контрольн.
сроки

Необходимо
повторить
знать, уметь

Задания на
оценку
«3» «4» «5

Индивид.
задание

Оценка

Подпись
учителя

        1.

        2.

         3.

 4   5    6

        7.

        8.

         9.

  • в первой графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса;
  • во второй – определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов;
  • в третьей – обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;
  • в седьмой – определяется  по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;
  • в восьмой и девятой графах  отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

 План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.

В начале учебного года для каждого ученика составляются учебные планы по предметам.

Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно», так как ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправления.

Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану позволяет организовать углубленное или коррекционное изучение учебных курсов на индивидуальном уровне. Зная возможности и способности того или иного ученика, учитель путем определения дополнительных заданий в графе «индивидуальное дополнительное задание» может стимулировать работу ученика в том или ином направлении.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ   ОБУЧЕНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ  НА  ДОМУ
В  УСЛОВИЯХ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

Организация индивидуального и надомного обучения детей предполагает объединить усилия педагогов и специалистов в вопросах комплексной реабилитации детей, находящихся  на индивидуальном или домашнем обучении.

Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном и домашнем обучении, необходимо решение следующих задач:

1. Приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении, в соответствие с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья.

2. Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения больного ребенка, основанного на преемственности содержания, форм, методов работы и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья.

3. Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка.

4. Интегрирование усилий медиков, специалистов, социально-психологической службы, педагогов, родителей по вопросам комплексной реабилитации больного ребенка, сохранения его здоровья и формирования у него основ культуры здоровья.

5. Создание адаптивных учебных программ по предметам общеобразовательной школы, в том числе индивидуальных программ обучения больных детей и детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.

Основные функции индивидуального обучения: здоровьесберегающая, адаптационная, реабилитационная, компенсирующая, коррекционная, развивающая, обучающая, воспитательная.

Построение обучающих курсов на основе 3 показателей:

- состояние здоровья;

- учебные возможности: познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация;

- социально-психическая адаптация.

Система реализации индивидуального обучения :

      1. Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося;
      2. Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медико-психолого-педагогического консилиума;
      3. Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребенка;
      4. Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при индивидуальном обучении) и дома ( при домашнем обучении);
      5. Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;
      6. Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.

Виды постоянного сопровождения учащихся:

      1. Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития. Рекомендации специалистов.
      2. Определение формы обучения больных детей.
      3. Обеспечение успешного усвоения учеником учебных программ.
      4. Адаптация среды обучения к особенностям ребенка. Установление режима обучения.
      5. Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер.
      6. Коррекция нарушений в развитии ребенка.
      7. Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья.

Принципы организации индивидуального и домашнего обучения детей:

  • индивидуально-личностного гуманистического подхода;
  • природосообразности;
  • разносторонности реабилитационных мероприятий;
  • единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;
  • ступенчатости и целесообразности в обучении;

Виды итогового сопровождения учащихся:

  1. Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;
  2. Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценки знаний ученика;
  3. Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;
  4. Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.

Учебная нагрузка на ученика не должна превышать норм, установленных Министерством образования РФ:
1 – 4 классы: до 8 часов в неделю;
5 – 8 классы: до 10 часов в неделю;
9 – е классы: до 11 часов в неделю;
10 – 11 классы: до 12 часов в неделю;

Учебное занятие длится  не более 40 минут с 10-15 минутным перерывом:
20 мин – первая часть занятия;
10 мин – физпаузы, развивающие минуты;
20 мин – вторая часть занятий;

Оптимальные дни для учебных занятий:
- понедельник, вторник, среда, пятница;
- четверг – наблюдения у специалистов;
- суббота – кружковая и досуговая деятельность;

Предполагаемые результаты:

  • комплексная реабилитация учащихся, сохранение и коррекция показателей психического, социального здоровья детей, нуждающихся в индивидуальном обучении;
  • создание валеологически целесообразной среды обитания для ребенка, страдающего различными заболеваниями или временно не посещающего ОУ по медицинским показаниям;
  • усвоение учебных программ больными детьми на базовом уровне и выше;
  • приобретение детьми, страдающими различными заболеваниями, знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и получения профессии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, благодаря приоритетному национальному проекту «Дистанционное образование детей-инвалидов» имеют уникальную возможность обучаться с применением средств компьютерной техники и связи.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (40 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса. 
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности с высоким уровнем её эффективности. Для учащихся с ОВЗ данный фактор в значительной степени является существенным, так как в условиях необратимости недуга, школьник всю жизнь будет вынужден самостоятельно получать образование сначала по выбранной специальности, а затем для повышения уровня своей профессиональной квалификации.

Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.


НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ  ДОКУМЕНТЫ
ПО  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ


1. Письмо Министерства просвещения СССР от 05.05.78 г. № 28-м «Об улучшении  организации индивидуального обучения больных детей на дому»
2. Положение «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования». Постановление администрации Тюменской области от 20.12.04 № 198-пк.
3. «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы», утверждено Министерством образования и здравоохранения РСФСР, 1980 г.
4.Письмо образования и науки РФ от 18.04.08 г. № АФ-150+06 «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ»
5. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212
6. Письмо Министерства России от 07.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. (ПМПК)».
7. Базисный учебный план. Приказ МО РФ от 10.04.02 г. № 29/2065-п
8. Итоговая аттестация. Приказ МО РФ от 03.12.99 г. № 1045 с учетом-рекомендациями. Письмо от 31.01.07 г. № 01-42/08-01.
9. Приказ № 1022 МО РФ от 16.03.01 г. « О получении  аттестата».
10. Экзамен по трудовому обучению. Письмо МО РФ от 14.03.01 г. № 29/1448-6
11. Приказ МО РФ от 05.02.02 г. № 334 (о получении  свидетельства)
12. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861 «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных ОУ».
13. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении  детей  на  дому».

Полезные ссылки
 
• Коллекция цифровых образовательных ресурсов
•  Математический портал
• Официальный сайт ЕГЭ
• Профориентация
погода в Артеме

© 2010-2017 КГОБУ "КШИ" г.Артем webmaster Новости  |   О школе  |   Фотоальбом  |   Родителям  |   Контакты