Анализ воспитательной работы КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов» за 2012 – 2013 учебный год
В 2012-2013 году темой воспитательной работы являлось «Воспитание, социализация и саморазвитие учащихся на основе личностно-ориентированного подхода».
Цели работы школы-интерната:
- реализация права школьников на участие в жизни школы через ученическое самоуправление;
- развитие творчества, инициативы, самостоятельности, активности;
- формирование активной гражданской позиции учащихся;
- содействие всестороннему развитию личности учащихся;
- развитие системы профилактических умений по охране здоровья, развитие привычки к здоровому образу жизни.
В КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов» обучается 119 человек. Были изучены семьи учащихся, их социальный состав - на начало 2012-2013 учебного года насчитывалось 21 учебных классов.
№ п./п.
|
Статус семьи
|
На начало учебного года
|
На конец учебного года
|
1.
|
Неполные семьи
|
25
|
25
|
2.
|
Многодетные семьи
|
9
|
9
|
3.
|
Малообеспеченные семьи
|
18
|
18
|
4.
|
Неблагополучные семьи
|
4
|
4
|
5.
|
Семьи с опекаемыми детьми
|
2
|
2
|
6.
|
Группа детского дома
|
8
|
8
|
Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутри школьный учёт (15 чел.), с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работает психолог.
Формирование культуры семейных отношений.
Взаимодействие с родителями осуществлялось через работу классных родительских комитетов, собраний по классам, заседание общешкольного родительского комитета и индивидуальную работу.
Общешкольный родительский комитет проводил свои заседания один раз в четверть. На заседаниях рассматривались вопросы обучения и воспитания, подготовки и проведения общешкольных праздников, ремонт школы, планы на следующий учебный год.
В целом можно сделать следующий вывод: родители, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени ориентируются при выборе школы на ее статус, либо на инновационные направления, заявленные в концепции школы. Родители данной группы стремятся в первую очередь «обеспечить» своего ребенка знаниями. Для них наиболее значимым фактором в деятельности школы является получение ребенком высокого уровня подготовки, что обеспечивается работой педагогов-профессионалов.
Совместная работа воспитателей и классных руководителей с учителями, медиками, психологом, соц. педагогом и родителями дает положительные результаты. Такое сотрудничество классных руководителей и воспитателей повышает качество эффективности воспитательного процесса.
Класс
|
Учитель
|
Воспитатель
|
1 «А»
|
Иванова Н.А.
|
Иванова Н.А
|
1 «Б»
|
Шешко И.А.
|
Старовойтова Т.Д.
|
1 «В»
|
Овчаренко С.Д.
|
Дементьева С.В.
|
2 «А»
|
Галактионова Н.В.
|
Андрейчук С.А.
|
2 «Б»
|
Савельева О.М.
|
Серикова Т.Г.
|
3 «А»
|
Пестова С.В.
|
Сучкова Л.И.
|
3 «Б»
|
Курятникова Г.С
|
Курятникова Г.С
|
3 «В»
|
Дементьева С.В.
|
Дементьева С.В.
|
4
|
Михайлик М.С.
|
Сучкова Л.И.
|
5 «А»
|
Рахвалова Т.Е.
|
Бедрина Л.В.
|
5 «Б»
|
Соломина С.В.
|
Лавриненко Е.Г.
|
6 «А»
|
Раваева Т.А.
|
Унукович З.П.
|
6 «Б»
|
Сапунова Е.Н.
|
Савельева О.М.
|
8 «А»
|
Долгова С.В.
|
Семенцова Л.Н
|
8 «Б»
|
Разумович Л.И.
|
Семенцова Л.Н
|
8 «В»
|
Долгушева О.Г.
|
Семенцова Л.Н
|
9 «А»
|
Крюкова Е.Н..
|
Агафонова О.Г.
|
9 «Б»
|
Киришун О.Л.
|
Агафонова О.Г.
|
10 «А»
|
Егорова С.А.
|
Пашкова Н.В.
|
10 «Б»
|
Манич В.В.
|
Пашкова Н.В.
|
11 - 12
|
Гранкина И.Ф
|
|
В течение всего учебного года коллектив работал над модернизацией образования в части создания условий для получения полноценного образования детьми с проблемами здоровья, их адаптации и интеграции в общество. Обеспечение эффективности действия системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей на основе личностно-ориентированного подхода.
В состав психолого-медико-педагогической комиссию входят: соц. педагог Долгова С.В., психолог Храмцова О.А., зам. директора по учебной работе Богнина Е.В., зам. директора по воспитательной работе Барькова А.Н.. Работали согласно графику.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось по трем направлениям: - профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа; - образовательный процесс – использование здоровье сберегающих образовательных технологий, рациональное расписание; - информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций.
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на хорошем уровне, уделено большое внимание просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, продолжена информационно-консультативная работа для родителей с привлечением врачей-специалистов.
Наряду с традиционными формами спортивно-оздоровительного воспитания (спортивные праздники, спартакиады, спортивные секции, беседы и т. д.) в школе существуют и нестандартные, театрализованные подвижные игры для детей разных возрастов с ограниченными возможностями здоровья. Каждый родитель может присутствовать на занятиях и принимать в них непосредственное участие. Организация массовых мероприятий ведёт к удовлетворению потребностей в доступности участия школьников и их родителей в занятиях физкультурой, повышению уровня знаний родителей в вопросах сохранения здоровья детей, успешной социализации учащихся.
Здоровье сберегающая программа выполнена через классных руководителей, организатора, школьного врача Шенбель И.Ю.
- 22 ноября - День борьбы с курением, просмотр презентации на тему курения.
- Подвижная игра «Перестрелка» для учащихся 9-11 классов.
- 1 декабря – День борьбы со СПИДом, просмотр презентаций на тему: «Что такое СПИД?»; « Как уберечься от него?» и др.
Просмотр живого видео, фотографий с презентаций оказывает на ребят большое впечатление, многие уже воспринимают свои привычки на другом уровне и стараются стремиться к избавлению от вредных привычек.
Школьные мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, как правило, проводятся в актовом зале в присутствии всех учащихся школы.
4) «Рыцарский турнир» — мероприятие, приуроченное к празднованию Дня защитника Отечества разработанное с учетом интеллектуальных, возрастных и психо-физиологических возможностей мальчиков младшего возраста и проводилось для учеников 1 – 4 классов. В этом году конкурс проходил в спортивном зале. Участников ждал ряд испытаний, как в интеллектуальных, так и в спортивных конкурсах, по итогам всех конкурсов компетентному жюри предстояло определить победителя. Победителем конкурса стала Команда «Меч»». В следующем году предполагается провести конкурс и для учащихся 5-11классов.
5) «Я, ТЫ, ОН, ОНА» - вместе дружная семья», одно из самых ярких и зрелищных мероприятий в школе, позволяет создать условия для привлечения к спортивной школьной жизни родителей, способствует развитию эстетического начала, формирование культуры семейных, сплоченности ученического и родительского коллектива.
6) «Веселые старты» для учащихся 1-4 классов, победителями стали учащиеся
7) Проведены товарищеские встречи по футболу с учащимися других учебных учреждений.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Классными руководителями и воспитателями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся – встречи с ветеранами ВОВ, тематические линейки патриотической и нравственной направленности, посвященных дню юного героя-антифашиста, Дню Победы и др.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Значимыми мероприятиями года стали:
1) «1сентября - День Знаний»- торжественная линейка
2) Праздник «Дары Осени» В ярмарке приняли участие все классы с 1-го по 11-й. Все работы были очень достойными по всем заявленным категориям.
Очень хорошие творческие поделки из овощей и фруктов получились у учащихся начальной школы, которые совместно с родителями готовились к ярмарке. Отличились и классы коррекционного обучения, которые наравне со всеми предоставили свои работы.
Все представленные ребятами работы были раскуплены в тот же день.
3) Мероприятия, посвященные Дню инвалида: - линейка и презентация на тему «Международный день инвалидов», На мероприятии присутствовали учащиеся всей школы.
Главной задачей мероприятия являлось - обратить внимание на проблемы инвалидов с разными диагнозами, рассказать о жизни людей с ограниченными возможностями в СССР, в России, в других странах, их адаптации в обществе. Показать достижения людей с ограниченными возможностями, рассказать о ежегодной премии «Филантроп», которая присуждается людям с ограниченными возможностями за особые достижения.
- концерт, посвященный Дню инвалида, в рамках проведения декады инвалидов. В концерте приняли участие все классы нашей школы с номерами: инструментальными, танцевальными, вокальными и др.
- классными руководителями проведены классные часы.
4) Концерт, посвященный Дню учителя.
Целью проведения концерта было поздравление работников школы с праздником. На концерте принимали участие классы с 6-го по 11-й.
5) День Космонавтики.
С учащимися школы с 1-го по 11-й классы было проведено торжественное мероприятие, приуроченное Дню космонавтики. На мероприятии были показаны презентации по темам: «Выход в космос Леонова», «Первая женщина в космосе», «Юрий Гагарин – первый космонавт мира». Вниманию учащихся были представлены видеоролики: «История Вселенной и Земли за 10 минут», «Шум орбиты Земля».
6)Праздник, посвященный Дню Победы.
Цели: - расширить и углубить знания о Великой Отечественной войне, - воспитать чувство патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших, - развивать творческие способности учеников: актерские, патриотические, художественные. Учащимися 10-х классов были разработаны презентации по теме «Дети и война».
Художественная, эстетическая, нравственная деятельность.
Школьники включаются в разнообразную творческую деятельность: общешкольные праздники, работу театральных коллективов, спортивно-туристскую работу, познавательные игры и конкурсы по различным областям знаний.
В школе созданы разновозрастные объединения, занимающиеся организацией коллективных дел по отдельным направлениям. Организуемая на двух уровнях - школьном и классном - творческая деятельность создает благоприятные условия для разностороннего развития личности учащихся.
Ежегодное итоговое мероприятие «Честь школы», посвященное ученикам и их успехам в учебе и других видах деятельности.
В этом году ребята получили награды и благодарности по следующим номинациям: -«Звонкие голоса»- лучшие вокальные номера, - «Талисман» - лучшие танцевальные номера, - Младший школьный хор, - ИЗО студия -«Мастера народного творчества» - Спортивные достижения
Образовательно-воспитательная среда представлена семью кружками, из них 4 спортивные: - шахматно-шашечный клуб, в котором задействовано 21 человек.
В этом году ребята принимали активное участие в краевых соревнованиях, за что им были присуждены места и медали. Первое место присуждено: Белокуров С., Декун М., Шипицын А. Второе место заняли: Архипов Ж. и Шипицин Антон. Третье место заняли Ревякина Алевтина., Декун М., Белокуров С., Цыганкова Е.
В этом году в кружок пришло заниматься еще шесть учащихся. - тхэквондо, - уроки Мужества, - греко-римская борьба, - ИЗО-студия, - хоровое пение, - ритмика.
Ребята приняли активное участие в краевых и всероссийских конкурсах, Кузин А. стал победителем Международного детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца», а также лауреатами конкурса «Надежда, Вдохновение, Талант». Трудовое воспитание
- Совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда.
- Вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками.
- Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.
В рамках этого направления в школе прошли следующие мероприятия:
Уборка закрепленных территорий, участие в ярмарке «Дары осени», общешкольный субботник. Проведены занятия, связанные со стратегией выбора профессии, классификацией профессии, ребята 9 -10 классов выполняли тесты. На мероприятие «Влияние темперамента на профориентацию личности», ученикам довались сведения о психологических аспектах профессионального самоопределения, темперамента, самооценки, типами мышления, воображения.
Наиболее сложными для восприятия девятиклассников были темы занятий «Условия рынка труда», ученики определили их как важные и нужные.
Воспитательная работа классных руководителей и воспитателей
1.Планирование и организация работы в классном коллективе:
а) планы воспитательной работы были составлены всеми классными руководителями и воспитателями, за исключением Дементьевой С.В., но не всеми сданы своевременно, не все педагоги вели ежедневно и подробно дневник классного руководителя;
б) при анализе воспитательных планов отмечено, что в своей работе классные руководители и воспитатели используют разнообразные формы: классные часы, классные собрания, диспуты, беседы, трудовые десанты, уроки мужества, экскурсии, встречи с интересными людьми.
в) классные руководители и воспитатели строят свою работу согласно воспитательным планам, где отражены следующие разделы:
- нравственное воспитание; - эстетическое воспитание; - патриотическое воспитание; -профориентационное воспитание; - индивидуальная работа с учащимися; - работа с родителями.
г) по завершению учебного года каждым классными руководителями и воспитателями был проведён и написан анализ воспитательной работы с классом за прошедший учебный год. Не все классные руководители и воспитатели детально проанализировали сферы деятельности классного коллектива.
д) важнейший момент в работе с классом классного руководителя – это взаимодействие с педагогами-предметниками и воспитателями групп, не все уделяют должное внимание этому взаимодействию – результат – раздражение, конфликты. Классным руководителям и воспитателям в этом вопросе нужно строить взаимоотношения для обеспечения бесконфликтного процесса обучения;
е) документация всеми классными руководителями оформлялась, но не всегда в соответствии с требованиями и в срок;
ж) в большинстве классных коллективов были созданы условия для творческого развития личности, в некоторых недостаточным было количество мероприятий, требующих раскрытия творческого потенциала ребят;
е) профессиональная компетентность классных руководителей в основном соответствует требованиям, и всё же в следующем учебном году необходимо изучать передовой опыт коллег внедрять новые формы деятельности;
2. Диагностика и анализ психологического микроклимата в классных коллективах
Диагностика и анализ психологического микроклимата в классных коллективах имела место, но не всегда результаты анкетирования доводились до сведения детей, и дальнейшая работа не всегда строилась с учётом выявленных проблем.
а) анкетирование и выводы психолога б) наблюдения классного руководителя отражались в дневниках педагогов, но, к сожалению, не у всех, в) выводы и заключения о проверке воспитательной работы в классах сделаны своевременно и доведены до педагогов зам. директора ВР.
3. Работа классного руководителя и воспитателя с различными категориями учащихся
Работа классного руководителя с различными категориями учащихся велась согласно плану и ситуациям: а) опекаемые дети (см. отчёт социологической службы); б) «трудные», дети из асоциальных семей; в) одарённые дети в работе классных руководителей и воспитателей занимают особое место, им создаются условия для творчества и самовыражения;
4. Работа с учреждениями дополнительного образования и организациями
Работа с учреждениями дополнительного образования и организациями (музыкальная школа, Школа искусств), велась в течение года. Ученики школы 1-8 классов побывали на экскурсиях, концертах, выставках; 9-11 классов на выставках картин, в цирке, концертах.
5. Работа с родителями - одно из важнейших звеньев работы с классом, следует отметить работу классных руководителей в этом направлении:
а) во всех классах регулярно проводились индивидуальные беседы и консультации для родителей, но не на должном уровне поставлена работа по организации и проведению родительских собраний, в следующем учебном году нужно обратить внимание на посещаемость собраний родителями, разнообразие тем собраний, приглашение специалистов.
Анализ состояния профилактической работы в школе.
1. Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности.
В течение года велась работа по профилактике правонарушений.
На внутри школьном учёте состоят 15 учеников, из них 8 детей группы детского дома,
2. Профилактика семейного неблагополучия
Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутри школьный учёт, с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работает психолог.
3. Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы. Согласно плану профилактической работы в школе были проведены следующие мероприятия:
- Лекторий « Пять вредных привычек»; - Ролики «Последствия курения» и «Последствия наркотиков»; -Просмотр с обсуждением видеофильма «Что будет, если бросить курить прямо сейчас»
В следующем учебном году необходимо работу по профилактике сделать личностной.
4. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма велась в течение года очень активно. На классных часах и на групповых занятиях классными руководителями и воспитателями проводились беседы, викторины, ролевые игры и инструктажи по правилам безопасного поведения на дорогах города. В классных кабинетах учащиеся, совместно с учителями, оформляли информационные уголки «Безопасность на дорогах».
5. Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей правилам поведения в ЧС.
Антитеррористическая защищённость школьников, профилактическая работа в этом направлении была приоритетной в истекшем учебном году. В школе организован пропускной режим, установлена тревожная кнопка, регулярно проводились инструктажи с учениками и работниками школы по правилам антитеррористической безопасности.
Проанализировав воспитательную работу, следует отметить и признать, что в школе развивается воспитательная система, действующая по принципу сотрудничества: ученик-учитель-воспитатель-родитель; серьёзное внимание уделяется обучению, развитию и воспитанию ученика, в школе создан благоприятный психологический климат.
В следующем учебном году следует продолжить работу на развитие в ребятах ответственности, доброту, честность, вежливость, жизнерадостность, культуру поведения, общение, трудолюбие. То есть продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся.
Качество воспитания необходимо оценивать не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми. Продолжить поиск и внедрение новых, более эффективных форм проведения внеклассных мероприятий.
Усилить работу школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Увеличить процент вовлечения подростков в работу школьных, городских кружков и секций.
Цель воспитательной работы — воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Основной целью работы нашего учреждения является создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением зрения, их личностного развития, предоставления свободы творческого развития на основе сотрудничества между ребенком и педагогами.
Работа с ребенком проводится с первых шагов его появления в учреждении. Нашу школу и детский сад отличает особый микроклимат, дружба коллектива, где дети и педагоги составляют единое целое. Комфортная обстановка дает возможность ребенку проявлять самостоятельность, инициативность, творчество.
« На главную
|