Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012 году темой воспитательной работы являлось «Воспитание, социализация и саморазвитие учащихся на основе личностно-ориентированного подхода».
Специфика школы заключается в следующем:
- кратковременное пребывание детей в школе;
- дети приезжают к нам с разным уровнем знаний, интеллекта, воспитанности;
- социальный состав семей тоже на разном уровне.
В связи с этим главная воспитательная задача нашей школы - в короткие сроки создать дружный детский коллектив, в котором было бы уютно и тепло каждому ребенку, где бы он мог раскрыть свои индивидуальные качества личности.
Задачи воспитательной работы:
- Способствование формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;
- Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни;
- Способствование развитию коммуникативных навыков и формирование бесконфликтного общения;
- Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
- Совершенствование системы воспитательной работы.
Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
- Гражданско-патриотическое воспитание;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Правовая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Художественная, эстетическая, нравственная деятельность;
- Семейное;
- Трудовая деятельность.
На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы /планы работы методического объединения воспитателей, классных коллективов, социального педагога, педагога-психолога и медицинского персонала/.
Воспитательную деятельность осуществляют 20 воспитателей в 14 воспитательных группах, педагог-психолог, социальный педагог. Из 20 воспитателей - 9 имеют высшее педагогическое образование, 11 - средне-специальное педагогическое образование, 1 человек имеет высшую категорию, 6 - имеет 1 кв. категорию, 13 - 2 кв. категорию.
Воспитатели стремятся успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Они используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.п.
Педагогический коллектив обязательно имеет, свои школьные традиции это позволяет иметь "свой имидж".
Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.
Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.
Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
- "1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка
- "День Учителя"
- "Праздник царицы Осени"
- "День борьбы с курением"
- "Новогодние ёлки", "Новогодний бал"
- День защитника Отечества "Уроки Мужества"
- "Международный женский день - 8 Марта"
- Месячники по профилактике дорожного травматизма и правонарушений
- "Поклонимся великим тем годам"
- "Последний звонок"
- Ток-шоу «Человек и профессия»
- Месячник, посвященный памяти А.С.Пушкина «Он наш гений, он наша слава»
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.
Для формирования "имиджа" школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, окружных и городских конкурсах. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. В этом учебном году наши ученики школы, под руководством педагогического коллектива, приняли участие в районных, всероссийских фестивалях и конкурсах. Ученица 4б класса Цыганкова Лена заняла 1 и 2 места по шашкам, Ревякина Алевтина 2 место в Первенстве Приморского края по шашкам, Ахмедов Одил 3 место по греко-римской борьбе, Минаев Андрей 1 место по греко-римской борьбе, Каршиев Шертой 4 место по греко-римской борьбе.
Самым заметным событием этого года стало участие 3 класса в сетевом социальном проекте «Слон – больше, чем животное» - классный руководитель Михайлик М.С., воспитатель Дементьева С.В.
Изучение личности.
Задачи воспитателя многогранны. Воспитатель создает психологически-комфортный микроклимат среди учащихся.
Ребенок переступил порог школы - этот период сложный для ребенка. Как пройдет его адаптация? Многое зависит от нас, взрослых, от умения включить воспитанника в ритм жизни школы.
Воспитательная работа в нашей школе начинает с ознакомления и изучения личных дел учащихся, их диагноза, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.
Большое внимание уделялось инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. В связи с тем, что воспитанники испытывают много психологических проблем. Воспитатели групп уделяют большое внимание индивидуальной работе с учащимися, организуют для своих детей экскурсии, походы и т.п.
Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе, решению многих школьных повседневных проблем.
Анализ планов работы воспитателей, их деятельности с учащимися показал, что большинство педагогов проектировали и вели работу по изучению личности воспитанника, осуществляли педагогическую фиксацию его стремления к саморазвитию, самовоспитанию. Но следует отметить, что диагностический инструментарий педагогов не всегда отвечал современным требованиям. Некоторые воспитатели ограничивались только выявлением уровня воспитанности, хотя диагностическая работа должна вестись по разным направлениям в течение всего учебного года.
Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов воспитания и обучения школьников. Приступая к разработке мероприятия, они ставили перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. При ответе на вопрос, какое мероприятие, проводимое в группе, в классе, запомнилось, дети называют открытые воспитательные часы, открытые уроки в декадах учителей по предметам и экскурсии, которые прошли в школьном коллективе (классные руководители Курятникова Г.С. и Иванова Н.А. провели экскурсию на фабрику мороженого, поездку на могилу В.Бонивура, экскурсию в музей природы села Каменушка, экскурсия в зверинец «Дубовый ключ»; классный руководитель 5 класса Сапунова Е.Н. посетила зоопарк и провела экскурсию по городу Владивостоку). Хочется отметить, чтобы педагоги могли "раскрываться" не только на открытых часах и уроках.
Кружки.
В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работают кружки разного направления.
Количество и наполняемость кружков.
Кружок
|
Руководитель
|
Наполняемость
|
Танцевальный кружок
|
Егорова С.А.
|
15
|
Школа выживания «Тайфун»
|
Лапшов П.А.
|
16
|
Шашки и шахматы
|
Скачков Р.Н.
|
34
|
ИЗО студия «Волшебная кисть»
|
Гранкина И.Ф.
|
15
|
Тхэквандо
|
Маруфов Б.А.
|
15
|
Школьный пресс-центр
|
Заводов Г.Н.
|
10
|
Греко-римская борьба
|
Ушкань Е.В.
|
20
|
Хоровое пение
|
Базаева Е.А.
|
20
|
Игра на гитаре
|
Базаев Р.Ф.
|
6
|
Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты этих руководителей кружков. Они расширяют кругозор учащихся, активизируют их интерес.
Индивидуальная работа с детьми "группа риска".
Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социальный педагог Долгова С.В. и педагог-психолог Храмцова О.А. Направления деятельности их работы весьма разнообразны: организационная, научно-методическая работа, работа с педагогическим коллективом, диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая помощь учащимся в разных жизненных ситуациях.
В течение учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведены профилактические беседы с участием специалистов разных сфер. Проводились малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши учащиеся - неполные семьи. Особым вниманием в работе социального педагога и психолога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей.
Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей. Особое внимание уделить на Жежерова В., Дубинина О., Михайлова К., Сарыгина В, Енгоян Э., Михайлову Ю. и воспитанники группы детского дома.
Воспитатели, классные руководители работали по утвержденным планам, анализ которых показал, что все они составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов, с использованием разнообразных форм деятельности. Задачи, поставленные перед группой, классом соответствовали направлению работы школы и вытекали из воспитательных потребностей.
Внеурочная воспитательная деятельность осуществлялась через работу кружков и секций, решая задачи развития творческих способностей детей и проблему занятости их во внеурочное время.
Были подготовлены и проведены мастер - классы по параллелям: (нач. кл. – отв. Шешко И.А., ср. звено – отв. Крюкова Е.Н.). В старшем звене это мероприятие не прошло из-за занятости кл.рук. Манича В.В., решено его перенести на 2012 – 2013 учебный год. Несмотря на это, план воспитательной работы реализован не в полном объеме: некоторые мероприятия были отменены или проведены хуже, чем было запланировано.
Но наряду с этим выявлены некоторые недостатки в воспитательной деятельности школы, к числу которых относятся:
- недостаточное взаимодействие семьи и школы;
-
недостаточная работа по вовлечению подростков из неблагополучных семей и семей социального риска во внеклассную и внешкольную работу;
-
недостаточное взаимодействие заинтересованных органов (правоохранительных, общественных) со школой в вопросах воспитательной деятельности
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2011-2012 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий 2012-2013 учебный год:
- Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
- Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
- Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
- Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
- Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
- Организовать единую систему работы школьного Совета профилактики правонарушений.
- Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга.
|