A- | A | A+
Эл.журнал учителя
Имя
Пароль
Запомнить меня    

Аналитический отчет педагога-психолога Храмцовой Ольги Анатольевны.

 Исходя из темы, над которой работает наше образовательное учреждение («Обеспечение эффективности действия системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей на основе личностно ориентированного подхода»), и определенной в связи с ней задачей («Обеспечение условий формирования самостоятельной, конкурентоспособной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации, интеграции в социум и активной адаптации на рынке труда»), основной целью деятельности педагога-психолога стало сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы-интерната, направленных на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся воспитанников в процессе воспитания и обучения. 

С учетом особенностей деятельности нашей школы и ее возможностей, моделью построения психологической службы выбрана модель «Консультант» (деятельность психолога была организована по запросу и на основании плана, утвержденного администрацией образовательного учреждения). Центральным направлением стала работа с детьми, имеющими трудности в обучении и развитии.

     Задачи деятельности педагога-психолога:

-отслеживание результатов психологического развития детей на разных этапах обучения;
-создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
-оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии;
-повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;
-консультативная и информационная психологическая поддержка процесса обучения и развития детей в образовательной среде школы.

Данные задачи решались в процессе следующих видов деятельности:
-психолого-педагогической диагностики учащихся;
-коррекционно-развивающей  и консультативной работы (по итогам диагностики и запросу);
-консультирования и просвещения педагогов, родителей по проблемам воспитания и психологического развития их детей;
-тематических выступлений на педсоветах, семинарах, родительских собраниях;
-подготовки и проведения психолого-педагогических консилиумов;
 -диспетчерской работы (привлечения специалистов).

 Использовались различные формы и методы работы.
      С педагогами: консультации, беседы, лекции, семинары с элементами тренинга, психолого-педагогические консилиумы.

      С родителями: родительские собрания, беседы, консультации по запросу, анкетирование, опросники.

      С детьми: наблюдение на уроках и во внеурочное время, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, коррекционные и развивающие занятия, беседы различного характера, анкетирование, опросы, методы арт-терапии.

IMG_7098
Каковы же результаты деятельности психологической службы нашего образовательного учреждения?

Психологический аспект педсоветов, совещаний при директоре, методических недель, семинаров, заседаний методических объединений, педагогических тренингов способствовал развитию педагогической активности коллектива, уяснению необходимости и получению определенных знаний и навыков в психологическом подходе к каждому ребенку, учитывая его возрастные, конституциональные и личностные особенности; знакомству с новыми психолого-педагогическими и образовательными технологиями.

Тренинги с педагогами «Профилактика СЭВ» и «Учитель и проблемы дисциплины» позволили обучить участников психогигиеническим навыкам поведения, создать условия для личностного роста, актуализировать личностные ресурсы стрессоустойчивости, обогатить способы реагирования в конфликтных ситуациях, сделать их более гибкими и конструктивными.

Консультативно-методическая работа с родителями учащихся 1 классов позволяет начать работу по сотрудничеству с ними, облегчить трудности адаптационного периода у детей. На родительском собрании «Период первичной адаптации первоклассников: трудности, формы поддержки ребенка» собравшимся предлагается родительская анкета, позволяющая, во-первых, выявить те моменты и факты, которые могут рассматриваться как патогенные, являющиеся потенциальными или реальными факторами риска, а во-вторых, индивидуальные свойства детей, знание которых помогает построить адекватную модель сопровождения; родители знакомятся с понятием «адаптация», особенностями адаптационного периода первоклассников, некоторыми причинами школьной дезадаптации, ее связью с психосоматическими проявлениями, причинами повышенного уровня ситуативной детской тревожности. Родители проявляют позитивный настрой на сотрудничество, охотно делятся своими наблюдениями, размышлениями о поведении и состоянии детей, начавших обучение в 1 классе.

Родительское собрание «Ваш ребенок становится трудным» (3-4 кл.) позволило познакомить родителей с трудностями грядущего подросткового возраста, с основными целями «неправильного» поведения ребенка. Родители обучались распознавать эти цели при помощи осознания собственных чувств и реакций на поступки ребенка и конструктивному поведению в каждом конкретном случае. Им представляется техника «я-высказывания», ее психологический эффект и принципиальное отличие от «ты-высказывания». У собравшихся есть возможность провести самодиагностику уровня эмоциональной связи с ребенком при помощи теста «Эмоциональное состояние вашего ребенка». В процессе обратной связи родители отмечают ценность практической направленности собрания, выражают готовность использовать полученные знания и навыки в выстраивании детско-родительских отношений, проанализировать особенности собственного поведения и при необходимости изменить его.

На родительском собрании в 4 классах «Ваш ребенок переходит в среднее звено» всесторонне рассматривается проблема психологической готовности к обучению в среднем звене, дается информация о психолого-педагогическом сопровождении детей в канун перехода в среднее звено, а также рекомендации на лето по выработке у детей качеств, являющихся важными составляющими психолого-педагогического статуса пятиклассника.

Групповые и индивидуальные консультации с родителями (по запросам родителей, детей, педагогов) по различным вопросам обучения, воспитания, взаимоотношений в семье и школе (со сверстниками и педагогами), профессиональному обучению учащихся способствуют развитию стиля сотрудничества, что обеспечивает психологический комфорт, безопасность, готовность к развитию и, в конечном итоге, психологическое здоровье всех участников образовательного процесса.

Эффективны индивидуальные психологические консультации с педагогами по организации работы с детьми с познавательной недостаточностью и временными трудностями в обучении, отработке навыков выхода из конфликтных ситуаций, построению конструктивных бесед с родителями и опекунами, решению психолого-педагогических проблем, подбору психологической литературы по самообразованию, для проведения классных и общешкольных мероприятий.

Психолог – непременный участник школьного ПМПк, где решаются вопросы как педагогической, так и психологической направленности, как-то: «Сформированность статуса первоклассника, школьная адаптация», «Переход учащихся 4 классов на вторую ступень обучения», «Разработка программ индивидуального развития на учащихся группы риска». Проводится определенная диагностическая работа, педагогам и родителям даются конкретные рекомендации по коррекции познавательных и коммуникативных функций, регуляции эмоционально-волевых процессов; составляются индивидуальные планы психолого-педагогической работы с обучающимися воспитанниками группы риска.

Совместная работа с врачами (окулистом, педиатром), реабилитационными картами способствует выявлению среди вновь прибывших учащихся детей-инвалидов, ребят с амимией, хаотичностью жестов, нуждающихся в коррекции невербального общения. В результате в соответствии с рекомендациями в реабилитационных картах были составлены индивидуальные планы психолого-педагогической коррекционной и реабилитационной работы с каждым ребенком-инвалидом, по которым ведется как групповая, так и индивидуальная работа по устранению, смягчению вторичных дефектов.

В течение года с целью наблюдения за поведением и деятельностью учащихся, их познавательными возможностями, контроля за выполнением данных педагогам рекомендаций по психолого-педагогической коррекции посещаются уроки и  внеурочные мероприятия. Это дает богатый материал для составления индивидуальных психолого-педагогических портретов учащихся, позволяет отследить динамику их развития, эффективность совместной работы в системе ребенок-педагог-психолог, исключить ошибки при комплектовании классов (подготовить ребят и родителей к краевой ПМПК).

      В плане психолого-педагогической диагностики и коррекции:

С целью изучения познавательных возможностей первоклассников, причин школьных трудностей, а также исключения ошибок при комплектовании классов индивидуально диагностируются по тесту Векслера, методикам Русановой, Забрамной  учащиеся начальной школы, испытывающие трудности в обучении, готовятся документы для предоставления их на ПМПК; составляются рекомендации по коррекции познавательной деятельности для учителей, воспитателей, родителей.

С целью диагностики первичной адаптации первоклассников проводится методика определения мотивов учения, анкетирование родителей, наблюдение за формированием статуса первоклассника на уроках и во внеурочное время, в результате чего выявляются учащихся со школьной дезадаптацией и познавательной недостаточностью.

Диагностируются на предмет владения мимической и жестовой речью вновь прибывшие учащиеся, которые средствами невербального общения вначале владеют слабо, жесты часто бывают хаотичны, маловыразительны; мимические реакции большинства также характеризуются маловыразительностью либо амимией. В результате данной диагностики планируется коррекционная работа по преодолению вышеперечисленных вторичных дефектов. 

Во втором полугодии в 4-х классах проводится (посредством наблюдения за учащимися на уроках и во внеурочное время, собеседований с педагогами и родителями, индивидуальных и групповых методик) психолого-педагогическая диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено. В качестве диагностических методик используются «Методика сочинения» (полупроективная авторская методика Е.И. Афанасьевой, Н.Л. Васильевой), методика Филлипса на школьную тревожность, методика «Дерево», опросники «Мои чувства в школе», «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя»; анкета для определения школьной мотивации. Данные представляются педагогам и родителям (в порядке индивидуальных консультаций). С помощью выявленных данных становится возможным фиксировать, какие существуют предпосылки для успешного перехода каждого ребенка и классов в целом в среднее звено, а также планировать необходимую психолого-педагогическую профилактическую и коррекционно-развивающую работу.

Изучение психолого-педагогического статуса пятиклассников, их эмоционального состояния, уровня сплоченности класса проводится посредством тесного контакта с классным руководителем, педагогами, наблюдением за учащимися во время учебного процесса, индивидуальной и групповой диагностики.

Профориентационная диагностика в старших классах: анкетирование, опросники, тесты – способствует развитию рефлексивной деятельности учащихся в плане профессиональных намерений и планов, будущего профессионального самоопределения, определяет склонности к конкретному типу профессий, выявляет конституциональные особенности личности, ведущие полушария, что немаловажно в выборе профессионального пути.

Кроме того, проводится индивидуальная диагностика учащихся с личностными и поведенческими проблемами (по запросам как самих учащихся, так и родителей и педагогов). Это работа и с детьми-инвалидами, и с ребятами, относящимися к группе риска. Учащиеся достаточно охотно идут на предложенное конструктивное общение, готовы учиться рефлексировать, что играет важную роль в личностном росте и самоопределении. Данная работа проводится в тесной связи с воспитателями и классными руководителями: для педагогов пополняется банк диагностических методик изучения личностных особенностей школьников, их познавательных возможностей и способностей. Педагоги принимают активное участие в мониторинге развития учащихся, в течение года совместные диагностические материалы ложатся в основу при составлении психологических портретов, психолого-педагогических характеристик.

Среди индивидуальных коррекционных занятий в начальных классах положительный эффект дают занятия по развитию тактильной памяти и воображения и формированию коммуникативной компетентности незрячих и слабовидящих детей средствами невербального общения. Преодолевается амимия, хаотичность жестов, прослеживается большая уверенность при общении, повышается самооценка, улучшается тактильная память, преодолены некоторые стереотипы воображения. Все это способствует повышению уровня коммуникативных навыков, осознанию собственной индивидуальности, развитию творческих способностей.

В среднем звене успешно проходят развивающие занятия «Учимся сотрудничать», основная цель которых - повышение осознания детьми своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и обеспечение тем самым эмоционального комфорта, гармоничного развития личности учащихся. В процессе занятий стало возможным помочь детям прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное обозначение; выработать у ребят положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, корректировать нежелательное поведение, сгладить нежелательные черты характера; отчасти научить ребят выражать свою любовь к близким; развить некоторые навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.

Проводимые традиционно в конце учебного года индивидуальные занятия по подготовке к экзаменам позволяют повысить эффективность процесса; ребята учатся чувствовать себя более уверенно в стрессовых ситуациях, овладевать собственными эмоциями, правильно распределять свое время, логично выстраивать ответ. По результатам работы можно отметить снижение уровня тревожности перед экзаменом. Ребятами составлены памятки «Как подготовиться к сдаче экзаменов» и о том, как вести себя в стрессовой ситуации.

Л.С. Выготский отмечал, что «дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте». Он верил, что социальное воспитание вкупе с психологическим сопровождением победит дефективность. И мы, поддерживая и сопровождая наших обучающихся воспитанников социально, психологически, педагогически, верим, что они будут успешными, востребованными, будут жить в ладу с другими и собой.



 « На главную

Полезные ссылки
 
• Коллекция цифровых образовательных ресурсов
•  Математический портал
• Официальный сайт ЕГЭ
• Профориентация
погода в Артеме

© 2010-2017 КГОБУ "КШИ" г.Артем webmaster Новости  |   О школе  |   Фотоальбом  |   Родителям  |   Контакты