Анализ работы учителя истории и обществознания Бердник Л.С. за 2012-2013 уч.год
Работая первый год в сфере дистанционного образования, я пришла к выводу о том, что возможности дистанционного обучения по истории и обществознания позволяют шире и глубже, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал учебного предмета. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в историческом материале, в первую очередь, с помощью источников. Усиливается познавательная активность обучающихся, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем. Спецификой уроков истории является большая опора на средства наглядности (компьютерная графика, видеоизображение и звук); опора на изучение в рамках предмета не готовых текстов, а первоисточников - исторических документов, трудов историков, статистических и картографических материалов.
Методика обучения истории и обществознания в рамках дистанционных уроков оказывает влияние на формирование более высокого уровня мотивированности учащихся, имеет опору на самостоятельную работу учащихся и содержит средства обучения ей. Дистанционные уроки способны существенно углубить содержание исторического материала, а интегрированные в курсы методики обучения оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся.
На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся старшей ступени школы происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ (ЦОР и ЭОР), лекционной системы, для более объективного контроля знаний начала осваивать методику тестирования. Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие ученика и учителя. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.
Учащиеся среднего звена (Закоуров Богдан 6 кл., Костенко Костя 5кл., Назаров Дима 5 кл.) к концу учебного года научились определять историческое время и хронологию событий, читать текст и выделять главное, отвечать на вопросы о событиях, а при затруднении находить ответы в учебнике, составлять рассказы по иллюстрациям, видеофрагментам, делать выводы о событиях, самостоятельно находить дополнительный материал.
А такие учащиеся 6-го класса как Гришенкова Полина и Алексеев Максим (ребята практически незрячие) успешно работают в режиме проблемного обучения, умеют устанавливать причинно-следственные связи, проводить исторические параллели между странами.
Учащиеся выпускного 11-го класса (Пилипец Настя, Богдан Эля, Курмос Илья и Покатилова Аня) умеют делать сравнительный анализ и доказывать, делать выводы о событиях, составлять развернутые планы и схемы, основываясь на текстах, видеофрагментах и иллюстрациях пособия, таблицах. Пилипец Настя и Богдан Эля на предварительном ЕГЭ по обществознанию в марте получили 58 и 64 балла соответственно.
В начале каждого урока проводится минута приветствия, на которой мы с учеником говорим о настроении, о погоде за окном, о событиях в семье. Посреди урока провожу минуту релаксации (физминутку для глаз и мышц плечевого пояса и шеи).
Основной проблемой реализации уроков в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а субъективного опыта у них еще мало. Для себя считаю проблемой отсутствие технических навыков при освоении методики дистанционного обучения.
|