A- | A | A+
Эл.журнал учителя
Имя
Пароль
Запомнить меня    

 АНАЛИЗ РАБОТЫ
ресурсного  Центра Дистанционного Образования

в Приморском крае за 2013/2014 учебный год.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конвенции о правах инвалидов,  Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках школьного образования, также и в системе повышения квалификации.

По инициативе Президента Российской Федерации в программу приоритетного национального проекта «Образование» было включено направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов на 2009-2012 годы», предусматривающее поэтапное создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей-инвалидов. С 2013 года дистанционное образование для детей – инвалидов  продолжает свою работу в рамках программы модернизации образования в Приморском крае.

Для функционирования РЦДО была разработана соответствующая нормативно-правовая база: лицензия № 165 от 23.03.2011 года, приказ Департамента образования и науки № 984-а от 06.08.2009 года «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов на территории Приморского края», Положение «О Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов Приморского края», утвержденное приказом Департамента образования и науки от 15.10.2009 года № 1234-а, Устав школы, изменения и дополнения к Уставу, утвержденные распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края 30.11.2009 г № 536-р.

Главная цель дистанционного образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития,  становление эле­ментарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразова­нию, формирование коммуникативных умений.

Учитывается основное и дополнительное содержание учебного материала. Планируемые результаты опираются на положительную динамику развития ученика; формирование  общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций,  применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

В 2013/2014 учебном году ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов ставил перед собой следующие цели и задачи:

Цель: создание целостной образовательной среды развивающего типа для получения качественного дополнительного образования, организации индивидуальной образовательной траектории посредством дистанционных технологий всеми учащимися с ограниченными возможностями здоровья  на всех ступенях обучения.

Задачи ресурсного центра:

1) сохранение общего контингента обучающихся I,II, III и IV  групп, повышение  уровня обученности и качества знаний учащихся;

2) создание условий для начала дистанционного образования дополнительной группы (20 человек);

3) корректировка УМК, с учётом требований ФГОС, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы дистанционной составляющей при организации ДО детей-инвалидов;

4) внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми-инвалидами с использованием информационно-коммуникационных технологий, организация участия детей-инвалидов в сетевых проектах;

5) создание условий для совершенствования профессиональной компетентности, развития инновационного потенциала педагогов школы;

6) развитие потребности учеников в самопознании, саморазвитии, самореализации через образовательное и воспитательное пространство ресурсного центра;

7) обеспечение сохранения здоровья участников проекта «ДО детей с ОВЗ»;

8) способствование адаптации детей с ОВЗ в современном мире.

С 2009 по 2014 гг. 329 детей-инвалидов из I, II, III, IV, V групп из 33 городов  и районов Приморского края (всего в крае 34 территориальных округа) стали участниками программы «Дистанционное образование детей-инвалидов» с применением  современных информационно-коммуникационных  и Интернет-технологий.

Согласно индивидуальных учебных планов, по утвержденному директором школы  расписанию, еженедельно проводилось более 1000 дистанционных уроков с учащимися РЦДО, кроме детей, находившихся на лечении и реабилитации. По мере необходимости производилась  регулярная корректировка расписания.

В 2013/2014 учебном году было начато обучение учащихся V группы (20 человек). 

В системе проводилась работа по обновлению документации детей-инвалидов, необходимой для участия в проекте, оказывалась консультационная помощь участникам проекта, их законным представителям.

Каждую четверть проводились мониторинги состояния дистанционного образовательного процесса, качества связи Интернет учащихся I, II, III, IV, V групп, в ходе которых выяснялось качество проведения дистанционных занятий, работы сети Интернет, степень удовлетворенности дистанционным образованием, выявлялись проблемы, которые  оперативно решались.

В процессе мониторинга родители и учащиеся отмечали высокое  качество проводимых уроков, профессионализм учителей, их толерантность, доброжелательность, выражали благодарность за консультативную помощь.

Родители (законные представители) выражали слова благодарности в адрес таких учителей, как: Богнина Елена Валерьевна, Шушкова Ольга Александровна, Лошкарева Людмила Филипповна, Барькова Анна Николаевна, Михайлик Марина Степановна, Сапунова Елена Николаевна, Шешко Ирина Анатольевна, Галактионова Наталья Васильевна, Крюкова Елена Николаевна, Киришун Ольга Леонидовна, Пестова Светлана Васильевна,  Каминский Олег Петрович, Киселева Евгения Ивановна, Березовская Ольга Юрьевна, Коркина Наталья Васильевна, Митрофанова Наталья Викторовна, Кабакова Маргарита Анатольевна, Прядко Инна Александровна, Федотова Валентина Павловна,
Корогод Валентина Алексеевна, Кокшарова Тамара Титовна, Хлыст Юлия Александровна и др.

Каждую четверть формировались и  направлялись  в управления образований городов и районов Приморского края  ведомости текущих оценок для передачи их в школы, где обучаются участники проекта. Эти оценки  рекомендуется учитывать  при выставлении четвертных оценок по месту основного обучения учащихся.

Сформирована резервная группа учащихся в количестве 30 человек на 2014-2015 учебный год.

Образовательный процесс в РЦДО осуществляли 72 учителя:

27 из г. Артема, 3 из г. Владивостока, 41 из г. Арсеньева, 1 из г. Уссурийска, которые обеспечены компьютерным оборудованием для дистанционного обучения учащихся.

Из них:                                                                                                            
-  34 человека       имеют  высшую  квалификационную  категорию,
-  27  человек  имеют  первую  квалификационную категорию,
1 учитель (Киселева Е.И., г. Арсеньев)  имеет звание «Заслуженный учитель школы РФ»,
1 учитель (Ушкань Л.В., г. Артем) награжден нагрудным знаком «За социальное партнерство»,
1 учитель (Каминский О.П., г. Артем) - обладатель премии Сороса,  19 учителей – «Почетный работник народного образования РФ», 2 учителя - «Отличник народного просвещения РФ»,
8 учителей награждены Почетной грамотой Министерства Просвещения РФ.

Все учителя, работающие в РЦДО, систематически повышают квалификацию путем самообразования, обучения на различных курсах, участия в работе семинаров, вебинаров:

1) директор школы-интерната Ушкань Лариса Владимировна, руководитель РЦДО  Шушкова Ольга Александровна, тьютор РЦДО Гамаюнова Наталья Андреевна, прошли курсы повышения квалификации по теме: «Использование дистанционных технологий в современной школе» (108 часов) на базе Школы педагогики ДВФУ с прохождением стажировки в г. Москва, г. Казань;

 2) все учителя РЦДО прошли обучающие курсы по теме: «Особенности организации образовательного процесса с использованием сети Интернет», 72 часа, НОУДО «Учебный центр ЛАНИТ – ДВ»;

3) руководитель РЦДО Шушкова Ольга Александровна, методист РЦДО Лошкарева Людмила Филипповна  прошли дистанционные обучающие курсы по темам «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» (72 часа), «Создание презентаций в программе PowerPoint» (36  часов) в педагогическом университете «1 сентября», г. Москва;

4) 5 октября 2013 г. администрацией школы-интерната, специалистами РЦДО совместно со специалистами ДВФУ был проведен краевой обучающий семинар  по теме:  «Проектирование и организация системы дистанционного образования детей-инвалидов в Приморском крае» в рамках курсов повышения квалификации для учителей (г. Артем);

5) 31 октября  2013 г. для учителей Артемовского филиала ресурсного центра дистанционного образования  администрацией школы-интерната, специалистами РЦДО был проведен  обучающий практический  семинар по теме: «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированного компьютерного оборудования» (г. Артем);

6) 31 января 2014 г. для студентов-магистрантов школы педагогики ДВФУ был проведен  практико-ориентированный семинар по теме: «Проектирование и организация системы дистанционного
образования детей-инвалидов в Приморском крае» с обучением работы с цифровыми, электронными образовательными ресурсами;

7) 5 апреля 2014 г. директор КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III-IV  видов» приняла участие в работе региональной научно-практической конференции «Образовательное пространство в современной системе обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра», где выступила с докладом: «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ОВЗ»;

8) 21 мая в РЦДО прошел вебинар «Ярмарка педагогических идей» учителей КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III-IV  видов» и учителей дистанционного образования».
В вебинаре приняли участие работники образования из г. Москва, г. Владивосток, г. Артем,
г. Арсеньев, г. Уссурийск, г. Южно-Сахалинск, г. Петропавловск Камчатский.

Во вступительном слове директор Ушкань Л.В. рассказала о результатах работы ресурсного центра дистанционного образования в Приморском крае, озвучила программу развития центра.

Директор специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада VII вида,  тифлопедагог, (г. Владивосток) Кормишкина Ирина Васильевна познакомила присутствующих с проблемой детского аутизма, с основными признаками аутистов, с системой классификации и методами работы с такими детьми.

Учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель школы РФ, Киселева Евгения Ивановна (г. Арсеньев), представила фрагмент выступления по теме: «Применение системно-деятельностного подхода в процессе дистанционного обучения».

Методист РЦДО Лошкарева Л.Ф. рассказала о внедрении ФГОС в образовательный процесс РЦДО, отметила, что новый стандарт нацелен не только на предметные результаты, но и провозглашает важность метапредментых и личностных результатов.

Учителя школы и ДО поделились опытом своей работы по реализации ФГОС:

  1. учитель математики нашей школы Сапунова Елена Николаевна провела интегрированный урок математики и истории по теме: «Одночлен. Решение задач», связав его с ленинградской блокадой. Урок проводился с учащимися 7 класса и учащейся дистанционного обучения Исаевой Викой (г. Владивосток);
  2.  учитель биологии и химии г. Арсеньева Прядко Инна Александровна представила свою ученицу ДО Прибыткину Дашу (ЗАТО Большой Камень), которая познакомила участников со своим исследовательским проектом «Исследования показателей качества мёда различных сортов» с применением электронного микроскопа;
  3.  выпускник нашей школы Данилёнок Александр Владимирович учитель дополнительного образования школы-интерната, показал фрагмент занятия по начальной компьютерной грамотности с Дикун Марком (7 класс, незрячий) с применением тифлосредств, (брайлевского дисплея, программы звукового сопровождения jaws),  которыми незрячие учащиеся пользуются на занятиях по информатике;
  4.  учитель английского языка (г. Артем)  Разумович Людмила Ильинична с  учениками 7 класса и учащейся ДО Брыковой Дарьей (г. Владивосток) показала фрагмент урока английского языка по теме «Здоровье» (роль доктора исполнила ученица 10 класса Игошина Любовь, участница программы обмена для старшеклассников «FLEX»);
  5.  учитель биологии Березовская Ольга Юрьевна (г. Арсеньев) и её ученики – Андрейкина Анна (г. Находка), Виткалов Евгений (г. Лесозаводск), Алексеев Максим (г. Спасск), Алешкина Анна (г. Владивосток) представили групповую видеоконференцию «ГМО – за и против»;
  6.  учитель английского языка Хлыст Юлия Александровна (г. Артем) вместе со своими учениками 4 класса и учащейся ДО Ткаченко Дашей (г. Владивосток) показала фрагмент урока-спектакля «Три маленьких котенка»;
  7.  методист ЦО «Технологии обучения», учитель химии (г. Москва) Корсак Надежда Евгеньевна продемонстрировала особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий в групповой форме;
  8.  учитель начальных классов Шешко Ирина Анатольевна  с учениками 2 класса и учащимся ДО 4 класса Корниевским Тимофеем (Чугуевский р-он, с. Чугуевка) подготовили экологический проект по теме: «Редкие и исчезающие животные Приморского края, занесенные в Красную книгу» в рамках предмета «Окружающий мир»;
  9.   руководитель РЦДО, учитель  математики, информатики и ИКТ Шушкова Ольга Александровна с учащимися ДО Сербинович Даниилом (Кировский р-он, п. Кировский),  Крюковым Виктором (г. Дальнегорск) и учащимся школы-интерната Рояновым Александром провели исследование по теме: «Пищевые добавки и здоровье человека», работу учащиеся провели с применением  инструментов Google;
  10.   учитель музыки Базаева Елена Анатольевна рассказала о том, как важно для незрячих детей развитие слуховых, тактильных, творческих способностей, что существенно помогает в развитии коммуникативных навыков и социализации воспитанников. Вместе с незрячей ученицей 4 класса  Лошкаревой Лизой они показали фрагмент внеклассного дистанционного занятия с применением музыкальной клавиатуры;
  11.  учитель хореографии Светлана Адольфовна Егорова представила видеоролик творческого проекта «Я- артист», в котором рассказывалось о творческой жизни школы.

       Директор школы, Ушкань Лариса Владимировна, подводя итоги вебинара, сказала, что все педагоги  РЦДО показывают хорошие результаты, дети с ограниченными возможностями имеют возможность получать достойное образование. Она отметила, что работа РЦДО Приморского края заинтересовала наших соседей – Сахалин и Камчатку и выразила надежду на то, что география участников вебинаров будет расширяться.

На территории Приморского края созданы и работают филиалы ресурсного центра дистанционного образования:

  1. г. Владивосток (7 рабочих мест);
  2. г. Уссурийск (45 рабочих мест);
  3. г. Арсеньев (51 рабочее место);
  4. г. Находка (35 рабочих мест);
  5. Шкотовский район, пгт. Шкотово (15 рабочих мест);
  6. Октябрьский район, с. Покровка (10 рабочих мест)

По краю создано 287 рабочих мест для учителей, работающих в ресурсном центре дистанционного образования,  и педагогов, работающих индивидуально с детьми-инвалидами по месту жительства, которые являются участниками программы ДО.

Учителя, осуществляющие дистанционное обучение детей-инвалидов, обладают необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционных формах. Каждый учитель проанализировал результаты своей профессиональной деятельности за I полугодие и учебный год.

Рабочие  программы разрабатывались на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах.  

При составлении рабочих учебных программ учитывалось логическое мышление обучающихся, их алгоритмическая культура, пространственное воображение и интуиция, необходимые для дальнейшего образования и самостоятельной деятельности. Главным был выбор оптимального уровня реализуемых программ,  темпов  и сроков их освоения.

Планируемые результаты индивидуальной учебной деятельности опирались на положительную динамику развития ученика, применение полученных знаний, умений и навыков, приобретенные способы деятельности для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности, формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

      Главной задачей обучения детей по индивидуальным учебным планам было  удовлетворение  их потребностей с учётом индивидуальных особенностей каждого, сохранение здоровья, развитие внутренней учебной мотивации, формирование чувства успеха как основы адаптации в социуме, что так необходимо детям с ОВЗ. Главным был  выбор оптимального уровня реализуемых программ,  темпов  и сроков их освоения. Реализации данной задачи способствовало наличие презентаций практически для каждого урока, в которых предъявлены материалы  по  применению  изучаемых знаний в современной технике и быту (голография и лазеры, применённые при открытии олимпиады в Сочи, устройство цифрового фотоаппарата и т.п.) уроки, позволяющие  формировать общеучебные умения  и способы деятельности (искусство рассуждения, исследовательская  деятельность и т. п.).

Основные направления деятельности учителей ресурсного центра:

а) обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям  ФГОС;

б) обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемых предметов и возраста обучающихся;

в)  содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;

г) соблюдение валеологических  требований, предъявляемых к учебному процессу;

д) обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

В своей работе учителя руководствовались следующими принципами:

- принцип мотивационной готовности учащихся, т.е. выстраивали учебный процесс урок за уроком, ориентируясь на то, что является наиболее значимым для ребенка в данный момент;

- принцип развития, учитывали уровень актуального развития детей и создание зоны ближайшего развития;

- принцип событийности, когда каждый урок становиться событием  для каждого ребенка;

- принцип психологической безопасности, который при обучении детей ограниченных в общении, иногда в передвижении, приобретает особое значение. Быстрая утомляемость, неусидчивость, плохое самочувствие, страх дать неправильный ответ требуют создания дружеской, спокойной, комфортной обстановки для ученика;

- принцип субъективности, ориентирующий на построение индивидуального взаимодействия  с каждым учеником, знание его интересов,  оценки их успехов вне учебного процесса.

Учителя оказывали педагогическую поддержку развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, широко использовали здоровьесберегающие технологии, разноуровневый подход в обучении, применяли на уроках различные методы, приемы: метод проектов,  сотрудничества, развития критического мышления, игровой, репродуктивный (по степени самостоятельного мышления), проблемно-поисковый, частично-поисковый, практический метод, метод опорных сигналов, индуктивный (по логике передачи восприятия), дедуктивный, форум, программа саморазвития и т.д.

    1. Основная  форма учебной деятельности  учителей РЦДО - интерактивный урок.

Основа для построения урока - совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Уроки проходили в режиме он-лайн, индивидуально с каждым учеником в определенных временных рамках. Применяя в своей работе интернет, учителя обеспечивают целый ряд преимуществ учебного процесса: доступность информации в любой момент времени, оперативность предоставления информации, мультимедийность (анимация, видео, звук, цвет),  создание, редактирование, хранение информационных объектов на удаленном компьютере в сети,  что позволяет задействовать необходимые механизмы восприятия новой информации. Большую роль  при  реализации требований нового ФГОС играют УМК   «Живая физика» и  «Живая математика».

Дистанционные уроки разнообразны, т.к. задача урока  зависит от физического состояния учащегося, его способностей.  

Обучение в РЦДО осуществлялось через  следующие формы учебной деятельности:

- компьютерные исследования явлений на качественном уровне;
- исследования на количественном уровне;
- упражнения  на тренажере;
- компьютерные лабораторные  работы;
- компьютерные самостоятельные работы по  моделированию  явлений с переходом к схематическому рисунку;
- моделирование явлений с  проведением  исследования;
- моделирование мысленных экспериментов и др.

Учителя РЦДО большое внимание уделяли активному обучению учащихся:

а) беседа в виде индивидуального, эвристического  или проблемного  собеседования;

б) семинар в виде дискуссии; 

в) тренировочные, контрольные уроки, уроки обобщения  и повторения;

г) анализ конкретных ситуаций;

д) проблемные ситуации;

е) игровые ситуации  в виде урока-спектакля, игры, сказки.

Учителя использовали на уроках различные дидактические приемы:

- задания, которые обеспечивают оптимальное развитие любого ученика (дифференцированные индивидуальные задания: с готовыми образцами решений и задачами, с различными алгоритмическими предписаниями, теоретическими сведениями, и т.д., после которых надо ответить на ряд вопросов с требованиями сравнить, сопоставить, обобщить и т.д.);

- сравнения (нахождение общих и различных признаков, сходство и различие предметов в жизненной ситуации);

- создания проблемных ситуаций (прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность);

- использования  игровых ситуаций;

 - связывания изучаемого материала с окружающей  действительностью и жизненным опытом  учащихся;

- практические работы и др.

Использование метапредметных связей, смена видов деятельности, доброжелательная атмосфера, право каждого ученика на ошибку, самостоятельное ее преодоление, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности, предоставление свободы в рамках принятых правил помогали достичь эффективности в усвоении учебного материала.

Использование рефлексивных методов и приёмов способствовало формированию творческого самостоятельного мышления, раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Эффективность  усвоения  учебного материала определялась  степенью психофизического развития ученика, длительностью его пребывания в лечебных учреждениях  и текущей соматикой, а также адаптацией обучения к учащимся (соответствием  обучения возрастным особенностям ученика).         

Учителя нашей школы и РЦДО Киселева Е.И., Каминский О.П., Прядко И.А., Разумович Л.И.,  Коркина Н.В., Березовская О.Ю., Сапунова Е.Н., Сурганова Т.А., Раваева Т.А., Кабакова М.А., Бейгул Н.Н., Коваль М.С., Костюченко О.В., Сучкова Л.И., Шешко И.А., Хлыст Ю.А., Базаева Е.А., Егорова С.А.  и др.  используют различные инновационные педагогические технологии при проведении уроков и мероприятий как в  образовательном, так и в воспитательном процессах:

- информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии;

- проектно-исследовательские технологии;

- креативные технологии;

- игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»

- технологии личностно-ориентированного образования;

- коллективные и групповые способы обучения, тренинги.

- интерактивное обучение.

Здоровьесбережение играет основную роль: не навредить. В своей работе учителя не допускали перегрузок, следили за состоянием ребенка, его настроением, меняли виды деятельности, что увеличивало интерес, меняло настрой, исключало монотонность. Заканчивали занятия пожеланием здоровья, на что учащиеся реагируют положительно, это свидетельствует о  контакте с учителем, взаимном уважении.

 В течение всего урока проводится корректировка психологического состояния учащегося. Учителя применяли различные формы реализации здоровьесберегающих технологий: занятия с использованием профилактических методик; занятия с чередованием высокой и низкой двигательной  и умственной активности; включают в уроки различные физкультминутки, гимнастику для глаз. В ходе всего урока они наблюдают за вниманием ребенка, его самочувствием, настроением, стремлением работать.

Педагоги уделяют большое внимание формированию внешней и внутренней  мотивации посредством оценки, похвалы, поддержки, соревновательного метода, стремления больше узнать, радости от активности, проявлении интереса к изучаемому материалу и др. Дети, имеющие ограниченные физические и интеллектуальные возможности, достаточно мобильны, имеют устойчивую положительную мотивацию к здоровому общению с учителем, желание учиться; они добросовестно выполняют домашнюю работу, имеют устойчивую положительную мотивацию к  процессу познания. Снижается уровень тревожности и агрессивности у таких детей.

Учителя школы-интерната и РЦДО используют в практике обучения по физике, химии, биологии цифровые лаборатории «Архимед» – оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» цифровые образовательные ресурсы и цифровые лабораторные комплексы, направлены на выполнение следующих задач: комплексное использование материально-технических средств обучения на основе современных технико-педагогических принципов; переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы; перенос акцента на практико-ориентированный компонент учебной деятельности; формирование коммуникативной культуры учащихся; развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Учителя РЦДО: Богнина Е.В., Шушкова О.А., Сапунова Е.Н., Крюкова Е.Н., Лошкарева Л.Ф., Разумович Л.И., Коркина Н.В., Раваева Т.А., Кабакова М.А., Корогод В.П., Федотова В.П., Процкая В.Н., Сурганова Т.А., Тяпшева Т.И. оказывали  помощь  при подготовке к сдаче выпускных экзаменов в форме ГИА (9 класс),  в форме ЕГЭ (11 класс), к сдаче экзамена в традиционной форме учащимся школы и РЦДО.

Внеклассная работа по предмету строилась как логическая часть урока по формированию общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Эта работа предшествовала либо изучению нового материала, либо его обобщению и  стимулировала интерес детей к  изучаемому предмету, для немотивированных, длительно и часто болеющих детей.

Внеклассную работу учителя гуманитарного цикла Коваль М.С., Бейгул Н.Н., Корогод В.А., Раваева Т.А., Барановская О.А. сочетали с Мировой художественной культурой: это и знакомство с творчеством художников, шедеврами музеев, жизнью общества, праздниками (Новый год, Рождество), что способствовало развитию мыслительной и языковой деятельности, интереса к жизни общества и учебному предмету, вызывало положительные эмоции. Обсуждались нравственные вопросы (милосердие, любовь, щедрость, умение дарить). Такая внеклассная  работа расширяет их кругозор, развивает чувство прекрасного, учит «видеть», наблюдать.

С целью популяризации учебных предметов, расширения общего кругозора учащихся, выявления одаренных детей, активизации внеклассной и внешкольной работы по предмету, а так же для предоставления учащимся возможности соревноваться между собой в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него, наши ребята принимали участие в различных дистанционных конкурсах, проектах, соревнованиях.

Результаты их участия:

  1. 53 учащихся дистанционного образования и учащихся КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III – IV видов» принимали участие в I, II турах X Международной олимпиады по основам наук практически по всем предметам (учителя Богнина Е.В., Барькова А.Н., Шушкова О.А., Лошкарева Л.Ф.,  Бейгул Н.Н., Каминский О.П., Киселева Е.И., Коваль М.С., Коркина Н.В., Маслова Л.И., Прядко И.А., Разумович Л.И., Сурганова Т.А., Федотова В.П., Курятникова Г.С., Пестова С.В., Галактионова Н.В., Иванова Н.А.) набрали от 62 до 93 баллов из 100, 26 учащихся вышли в финал и добились следующих результатов: русский язык -  Ульяненко Е. (уч. Богнина Е.В.) – диплом I степени, Гнатышына Е. (уч. Бейгул Н.Н.) - диплом I степени; математика  - Соколова Е.  (уч. Лошкарева Л.Ф.) - диплом I степени, Коваленко Д. (уч. Шушкова О.А.) - диплом II степени, Лазарец А. (уч. Лошкарева Л.Ф.) - диплом II степени, Майоров И.  (уч. Лошкарева Л.Ф.) - диплом II степени, Лисица Д. (уч. Федотова В.П.) – сертификат, Ерофеева В. (уч. Сурганова Т.А.) – сертификат; химия – Костенко К. (уч. Маслова Л.И.) - диплом II степени; биология – Прибыткина Д. (уч. Прядко И.А.) - диплом II степени; география  Прибыткина Д. (уч. Каминский О.П.) - диплом II степени; история – Стовбун В. (уч. Барькова А.Н.) -  диплом III степени, английский язык – Соколова Е. (уч. Разумович Л.И.) -  диплом II степени, Морозова Ю. (уч. Разумович Л.И.) - диплом III степени, Марченко Н. (уч. Разумович Л.И.) - диплом III степени.
  2. 56 учащихся КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат IIIIV  видов» и дистанционного образования приняли  участие во  Всероссийской  дистанционной  олимпиаде  проекта ИНФОУРОК: из них по английскому языку  (уч. Разумович Л.И.) - 11, географии (уч. Котлярова Н.Н.) - 16, математике (уч. Сурганова Т.А.)  - 8, обществознанию (уч. Манич В.В.) - 4, истории России (уч. Манич В.В.) - 2, информатике (уч. Сурганова Т.А.) - 15. Дипломы 1-й степени получили  - 4 человека, дипломы 2-й степени – 7, 3-й степени - 12 человек, сертификаты участника -  33 учащихся;
  3. 52 учащихся приняли участие в Международном конкурсе ИнфоУрок по 15 предметам:  география (уч. Котлярова Н.Н.)  - 4 первых, 5 вторых и 6 третьих мест, 1 сертификат;  английский язык (уч. Разумович Л.И.)  -  2 вторых места, 9 сертификатов; информатика (уч. Сурганова Т.А.)  -  3 третьих места,  13 сертификатов,  математика (уч. Сурганова Т.А.) - 1 третье место, 7  сертификатов, обществознание (уч. Манич В.В.) - 1 третье место;
  4. 76  учащихся приняли участие в Международной викторине:  русский язык (уч. Богнина Е.В., Раваева Т.А., Храмцова О.А., Михайлик М.С.) - 3 первых, 7 вторых и 3 третьих места, 7 сертификатов;   литература (уч. Богнина Е.В., Раваева Т.А.)  - 2 первых, 1 второе и 2 третьих места, 10 сертификатов;   биология (уч. Рахвалова Т.Е.) - 2 первых, 4 вторых и 2 третьих места, 1 сертификат;  информатика (уч. Сурганова Т.А.) - 1 второе и 2 третьих места,  2 сертификата;  география (уч. Котлярова Н.Н.)  -  1 первое, 3 вторых и 8 третьих места, 5 сертификатов;  история России (уч. Манич В.В., Киришун О.Л.) - 1 первое и 1 третье место, 3 сертификата;  обществознание (уч. Манич В.В., Киришун О.Л.) - 2 сертификата; музыка (уч. Базаева Е.А.) - 2 первых и 1 второе место;
  5. 21 ученик принял участие в Международной дистанционной игре-конкурсе «ИНФОЗНАЙКА 2014» (уч. Сурганова Т.А., Шушкова О.А.),  2 из них награждены дипломами победителя, призами, 19 – сертификатами участников;
  6. 32 учащихся школы-интерната и РЦДО (кураторы: Егорова С.А., Ямаева Н.В., Сучкова Л.И., Сапунова Е.Н., Беденко Н.Н., Савельева О.М., Лошкарева Л.Ф., Агафонова О.Г., Шешко И. А., Ефремова Ю.В., Соломина С.В., Михайлик М.С., Иванова Н.А.,  Раваева Т.А., Бедрина Л.В.)  приняли участие в конкурсе творческих проектов для детей и  подростков с нарушением зрения «Мой яркий мир», объявленным центром «Доступная среда», г. Москва.

Победители конкурса:

Игошина Любовь (1 место), куратор Егорова Светлана Адольфовна, учитель ритмики;

Шипицын Антон (1 место), куратор Ямаева Наталья Васильевна, библиотекарь;

Лошкарева Елизавета (1 место), кураторы: Сучкова Людмила Ивановна, воспитатель, Лошкарева Людмила Филипповна, методист РЦДО;

«Чудесная соломка» (2 место), групповая работа учащихся 7 класса, руководитель Сапунова Елена Николаевна, учитель математики;

Марков-Цой Максим (2 место), куратор Беденко Наталья Николаевна, учитель физической культуры;

Тарасова Анастасия (2 место), куратор Савельева Ольга Михайловна, учитель начальных классов;

Ревякина Алевтина (3 место), куратор Агафонова Ольга Георгиевна, воспитатель КГКСКОУ  «Коррекционная школа-интернат IIIIV  видов»; 

  1. Игошина Любовь, ученица 10 класса школы-интерната (уч. Разумович Л.И.),  прошла все отборочные туры и стала участницей программы обмена для старшеклассников «FLEX», которая ей позволяет поехать на 1 год для обучения в США в рамках проекта  и др
  2. учащийся 10 класса  школы-интерната Некрасов Евгений (куратор Каминский О.П.) занял 2-е место в молодежном конкурсе «Будущее проектируем сами»,  с проектом «Игра для всех», разработав компьютерную игру для детей с ограниченными возможностями; 

Работала служба психологической поддержки детей-инвалидов: проводились тренинги, консультации, ребятам оказывали помощь тифлопедагог Кормишкина И.В., учитель-логопед Ефремова М.И., учитель-дефектолог Борисенко Н.П., учитель-сурдопедагог Бурибаева Т.М. Этими специалистами разрабатывалась и размещалась на школьном  сайте информация, актуальная как для учащихся школы, так и для учащихся РЦДО, их законных представителей, были проведены очные и он-лайн консультации.

Администрацией школы, коллективом РЦДО проводилась разъяснительная работа среди родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, работников школ, специалистов управлений образований по организации дистанционного образования. Проводились on-line  консультации для  родителей по проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

1

 

 

 

 

 

 

 

С целью формирования документальной базы детей с ОВЗ, их успешного обучения, контроля за состоянием компьютерного оборудования, своевременного решения проблемных вопросов, РЦДО тесно сотрудничает со специалистами управлений образований городов и районов края.

По итогам учебного года начальникам управлений образований администрацией школы-интерната  были отправлены благодарственные письма.

РЦДО является инновационной экспериментальной площадкой Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» по теме: «Дистанционные образовательные технологии как средство получения дополнительного образования». На базе РЦДО проводились семинары, видеоконференции, вебинары, способствующие сетевому взаимодействию, повышению квалификации педагогов Приморского края и обучению использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе Интернет-технологий,  учителями-предметниками школ края в образовательном процессе.

В школе создано единое информационное пространство – система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.

Внутри сети участников РЦДО сформированы социальные мини-сети, в которых ребята, не выходя из дома, имеют возможность общаться между собой, делиться своими проблемами, впечатлениями от проекта, организуются группы детей по интересам.

В течение учебного года педагогам школы и РЦДО оказывалась консультативно-методическая  помощь, техническая поддержка по вопросам использования современных информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса и самообразования.

Техническими специалистами РЦДО Нижник А., Акберовым В. осуществлялось бесперебойное и качественное функционирование компьютерной техники, своевременное устранение возникающих проблем, программно-техническое обеспечение, индивидуальная обработка и ведение базы данных.

Морозов К.В., инженер-программист РЦДО, занимался удаленным администрированием компьютеров учащихся РЦДО, администрированием сервера MacPro, настраивал сеть.

Два раза в неделю Морозов К.В. обновлял содержание WEB-страниц школьного сайта.

Активное участие в сборе, редактировании, предоставлении информации для размещения на сайте принимала Ямаева Н.В.

Для установления контактов, общения,  обеспечения  обмена мнениями учащихся, родителей, учителей, системным администратором  на сайте школы был создан и работает форум.

Администратор форума Ушкань А.В. просматривал все опубликованные на сайте документы и материалы, удалял и редактировал материалы, не соответствующие общей концепции и правилам пользования сайтом, осуществлял контроль за соблюдением посетителями правил пользования сайтом.

Проведена инвентаризация всего оборудования на складах РЦДО, составлена база данных в двух средах (Excel и Access), устранены недочеты и ошибки, связанные с инвентарными номерами оборудования.

Продлен срок действия лицензии антивируса на всех компьютерах учреждения, устранены последствия вирусных атак на компьютерах.

Технические специалисты Нижник А., Акберов В., занимались поддержанием безопасности внутренней сети, применяли практические знания при работе с системой удаленного доступа (Remote Desktop), что позволяло на расстоянии выявить и исправить техническую проблему, проводили диагностические и профилактические работы по поддержанию работоспособности сети. Неоднократно решались проблемы с настройкой оборудования у учеников и преподавателей, проводились консультации по вопросам, связанным с программным обеспечением и компьютерной техникой. Своевременно производился  ремонт компьютерного оборудования, изъятие оборудования в случае выхода учащегося дистанционного обучения из проекта.

Рулькевич Ю., оператор РЦДО, обеспечивала техническую поддержку образовательного процесса учащихся и педагогов РЦДО в г. Арсеньеве (41 педагог, 10 учащихся), оперативно решала технические проблемы, предоставляла квалифицированную консультационную помощь по телефону, решала проблемы по настройке программного обеспечения рабочих мест РЦДО, учителей и учащихся на дому.

На данном этапе в РЦДО существуют следующие проблемы:

- значительная удалённость, «разбросанность» участников проекта из-за отсутствия транспортного средства  делает невозможным  осуществление своевременного  контроля за состоянием и ремонтом оборудования;
- специализированная курсовая переподготовка учителей в области коррекционной педагогики и психологии;
- низкоскоростная  некачественная Интернет-связь у некоторых учащихся,  что не соответствует требованиям для проведения дистанционных уроков.

Для успешного дальнейшего развития проекта необходимо:

  1. своевременное обновление пакета нормативно-методического обеспечения процесса ДО;
  2. поддержка педагогического сообщества;
  3. контроль за качеством предоставления услуг:
    - стабильность Интернет-соединения,
    - оперативный ремонт техники;
  4. модернизация компьютерной техники.

Цели и задачи ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов
на 2014/2015 учебный год.

Цель – создание целостной образовательной среды развивающего типа для получения качественного дополнительного образования, организации индивидуальной образовательной траектории посредством дистанционных технологий всеми учащимися с ограниченными возможностями здоровья  на всех ступенях обучения.

Задачи ресурсного центра:

  1. обеспечить условия для получения качественного общего образования посредством дистанционных технологий всеми учащимися с ограниченными возможностями здоровья  на всех ступенях обучения;
  2. сохранить общий контингент обучающихся 1, 2, 3, 4  и 5 групп;
  3. создать условия для совершенствования профессиональной компетентности, развития инновационного потенциала педагогов школы;
  4. развить потребности учеников в самопознании, саморазвитии, самореализации через образовательное и воспитательное пространство ресурсного центра;
  5. способствовать сохранению и укреплению здоровья участников проекта «Дистанционное образование детей с ОВЗ»;
  6. создать условия для  здоровьесохраняющей деятельности педагога;
  7. создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.

Итоги этого учебного года, как и предыдущих, показывают всю необходимость, целесообразность, важность и нужность дистанционного образования. Оно позволяет детям полностью раскрыть свой творческий потенциал, несмотря на все проблемы, связанные  со здоровьем,  успешно адаптироваться в социуме, преодолевать трудности, строить планы и смотреть с оптимизмом  в будущее.

Руководитель РЦДО                              О.А. Шушкова

Методист РЦДО                                     Л.Ф. Лошкарева

 


 « На главную

Полезные ссылки
 
• Коллекция цифровых образовательных ресурсов
•  Математический портал
• Официальный сайт ЕГЭ
• Профориентация
погода в Артеме

© 2010-2017 КГОБУ "КШИ" г.Артем webmaster Новости  |   О школе  |   Фотоальбом  |   Родителям  |   Контакты