Рекомендации педагогам обучающих детей с СДВГА
При разработке коррекционных программ для учеников с ГРДВ необходимо точно определять, какие индивидуальные трудности характерны для каждого ученика. В противном случае воздействие может оказаться направленным на те аспекты, которые этого не требуют. Например, у одного ребенка с ГРДВ могут быть трудности с началом выполнения заданий, потому что ему недостаточно ясны указания и условия. Другой ученик может понимать все указания и условия, но забывает придерживаться каждого из них. У третьего отмечаются трудности с переходом от одного задания к другому, и в результате он «застревает» там, где заканчивается одно задание и начинается другое. В случае с первым ребенком вмешательство должно быть направлено на то, чтобы сделать указания более ясными и помочь ребенку понять их. Второй ребенок будет нуждаться в руководящем наблюдении и помощи, чтобы выполнить все инструкции. Третьему потребуется помощь при переходе от одной формы активности к другой.
Чем раньше начинается коррекционное вмешательство в процесс обучения, тем лучше для гиперактивного ученика. Эти мероприятия должны начинаться сразу же, как только станут очевидными трудности школьного обучения и не могут откладываться до того времени, когда ребенок попадет в число неуспевающих.
В начальной школе обычно возникают такие проблемы:
-
поведение, неуместное при выполнении школьных заданий
-
незавершенность выполнения заданий или выпадение из процесса их выполнения
-
неорганизованность, небрежность в работах и неаккуратный почерк
-
невыполнение указаний и инструкций
-
ошибки из-за неточности
-
непоследовательность, нестабильность выполнения
-
разрушительное поведение или склонность отвлекаться и «мечтать наяву»
-
трудности взаимоотношений с окружающими
В средних и старших классах школы большинство из этих проблем сохраняется, но наряду с ними возникают дополнительные трудности. Они появляются потому, что подростки стремятся быть более независимыми и самостоятельными. В этот период возрастают требования к концентрации внимания, способностей к решению проблем и сложным рассуждениям. Совершенно очевидно, что при СДВГА существуют препятствия к тому, чтобы соответствовать этим требованиям. Поэтому среди таких детей редко встречаются школьники, которые легко справляются с обучением в средних, а тем более в старших классах.
Трудности логического мышления у детей и подростков с СДВГА не имеют никакой связи с низкими интеллектуальными способностями. Напротив, они возникают вследствие проблем с концентрацией внимания, памятью и управляющими функциями. Типичны проблемы с памятью, с правильным распределением времени, расстановкой приоритетов в работе.
С учетом характера школьных трудностей у ребенка с СДВГА школьным педагогам необходимо внести соответствующие изменения в процесс их обучения (Таблица 1). С этой целью осуществляются адаптация учебного плана и инструкций для гиперактивного ребенка, с помощью специальных мер поощряются стабильность и постоянство поведения во время уроков, стимулируются развитие и совершенствование управляющих функций, внимания и памяти. Этих же рекомендаций следует придерживаться и родителям для улучшения результатов выполнения домашних заданий.
Таблица 1. Рекомендации, направленные на улучшение результатов школьного обучения детей с СДВГА.
Адаптируйте учебный план и инструкции. 1. Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции. 2. Придавайте инструкциям направляющий характер. 3. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности. 4. Поменьше читайте нотаций. 5. Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать и реагировать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах. 6. Составляйте учебные планы так, чтобы уроки были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений. 7. Используйте различные формы и приемы обучения. 8. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении. 9. Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами. Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий. Ставьте гиперактивного ребенка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником. Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью. Структурируйте задания. Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы. Самые сложные предметы должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ученика время. Используйте помощь со стороны старших школьников, студентов, практикантов и дополнительно привлеченных педагогов. Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании. В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком. Привлекайте внимание детей к изменениям в расписании. Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка. Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах в школе. Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций. Для поддержания навыков планирования: Прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения. Научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, приемам пользования специальных ежедневников или органайзеров, записи заданий, напоминаний, конспектов. Научите приемам освоения новых навыков и используйте эти приемы в различных школьных ситуациях. Для улучшения навыков организации: Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле (рюкзаке) ученика. Выделите время ученикам для систематизации материалов и заданий для домашней работы. Ограничьте количество используемых тетрадей. Часто бывает лучше пользоваться одной или несколькими тетрадями со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы. Эти тетради или их разделы должны быть четко подписаны. Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности. Проводите регулярные проверки самостоятельной работы и использования систем организации. Для улучшения последовательности: Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения. Обеспечьте возможности для самокоррекции. Допускайте опоздание с завершением работы. За частично выполненную работу давайте частичное поощрение. Для улучшения самоконтроля: Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой. Демонстрируйте правила. Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения. Четко обсудите результаты действий. Предоставьте ученикам время для снятия напряжения, стресса. Не запрещайте механическое рисование каракуль и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений. Используйте активность в качестве награды. Обеспечьте больше надзора. Для улучшения внимания и поддержания его концентрации. При проблемах с началом выполнения заданий: Повторите указания. Улучшите структурирование задания. Используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных частей. Научите ученика навыком выделения ключевых слов. Суммируйте основную информацию. Делайте визуальные пометки. При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий: Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания. Разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов. Сократите все предлагаемые задания. Позвольте ученикам выбирать задания для выполнения. Ограничьте время объяснения теоретических материалов. Чаще обращайтесь к ученикам. Приемы улучшения памяти. Повышение эффективности рабочей памяти: Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме. Запишите всю работу, которую предстоит сделать. Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания. Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами. Развивайте навыки составления заметок – разрешайте ученику для восполнения пропусков обратиться к школьному товарищу или воспользоваться заметками, составленными учителем. Перечислите все ключевые моменты задания на доске. Предоставьте написанные инструкции, конспекты, схемы и списки. Разрешайте ученикам пользоваться компьютером. Повышение эффективности поиска и извлечения из памяти: Обучайте учеников методикам запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники). Применяйте классификацию основных идей и деталей. Развивайте навыки организации и обработки информации. Для тренировки и испытания памяти периодически проводите викторины.
|
Но, кроме того, чрезвычайно важно, чтобы в разработке и осуществлении плана коррекционных мероприятий для гиперактивного ученика школьные педагоги тесно сотрудничали со специалистами: психологами и врачами.
Педагог-психолог Денисова В.А.
|