A- | A | A+
Эл.журнал учителя
Имя
Пароль
Запомнить меня    

УДК 376.32

Белоусова Екатерина Олеговна
КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ III-IV
ВИДОВ (ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ)

 

Аннотация: В статье рассматривается значимость профессии учителя, раскрывается  роль учителя в коррекционной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей, особенности работы учителя начальных классов с незрячими детьми, функции учителя.

Ключевые слова: учитель, ученик, образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, школа-интернат.

Belousova Ekaterina Olegovna
KGOBU Korrektsionnaia shkola-internat III-IV vidov

THE ROLE OF THE TEACHER IN THE CORRECTION SCHOOL III-IV TYPES (FOR THE UNEMPLOYED
AND WEAK CHILDREN)

 

Annotation: The article considers the importance of the teacher's profession, reveals the role of the teacher in the correctional boarding school for blind and visually impaired children, the peculiarities of the work of a primary school teacher with blind children, teacher's functions.

Key words: teacher, student, education, children with disabilities, boarding school.

 

«Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили дети тебя...»

Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием. Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670).

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка. Дмитрий Иванович Писарев говорил: "В воспитании все дело в том, кто воспитатель"

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общего развития ребенка, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что "самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания".

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И несмотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно-образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы - это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога, его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Особые отношения складываются у учителя с детьми незрячими, ежедневно работа учителя строится из преодоления маленьких трудностей. А в чем вы сегодня пришли, слышу я вопрос, входя в класс, и  с другими ребятами описываю цвет своего платья, рассказываю о качестве ткани, подбираю эпитеты, фразы. Дело в том, что в различных сенсорных системах при перекодировании раздражителей в нервные импульсы существует адекватная информационная эквивалентность.

Иными словами, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т. д.), оценивается однозначно. Блестящим и доказательным примером того, что образ может отразиться в мозгу и в сознании набором самых разнообразных параметров окружающего мира. Замечательный внутренний мир и отражательная деятельность этих людей представляет собой весьма яркое доказательство  положения- внешний мир может быть отражен в мозгу человека после целого ряда перекодирований вполне реальными параметрами, причем каждый из параметров может приобрести ведущее значение, если почему-либо отсутствуют другие.

Психические процессы и качества личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются у незрячих быстрее, хотя и своеобразно, другие, которые напрямую связаны со зрением, медленнее (движение, овладение пространством). Диспропорциональность вызвана отсутствием приемов и способов компенсации, основанных на зрительной информации. Именно поэтому такие дети информацию часто уточняют, спрашивают, что несомненно обогащает их словарный запас и помогает детям нашего класса с другими особенностями здоровья.

Даже каждый раз, выдавая тетради, я должна проговорить любую ошибку, что влечет за собой повтор правил и алгоритма выполнения заданий. Незаменимыми помощниками в работе учителя являются специальные принтеры, линейки, приборы и изобретательность самого учителя, подкрепленная знаниями психических и физиологических процессов незрячего или слабовидящего ребенка.

Незрячие дети в силу особенностей физиологии в школе не способны освоить плоскопечатный текст, именно поэтому им рекомендуют освоить систему Брайль. Она основана на обучении восприятия шеститочия при чтении и письме (свойство зеркальности). Изучение сенсорного состояния (осязательная чувствительность, слуховая чувствительность и остаточное зрение). Обучение способам осязательного восприятия (пальцевая, кистевая, двуручная), знакомство и овладение письменными принадлежностями (прибор, грифель, специальная офсетная бумага), обучение захвату грифеля, распределение мышечных усилий при продавливании бумаги, чтении грифелем в закрытом приборе написанного шеститочия. Также в учебный план нашей школе-интернате включены и такие часы, как мимика и пантомимика, развитие мелкой моторики, так как в своей работе я столкнулась с такой проблемой незрячих детей, как «костность» пальцев, их «негибкость». Мимика детей незрячих, особая часть разговора и учитель в данном случае, выступает в роли скульптора лица. Закладывая данные навыки учитель развивает  несложные мимические  движения, ведь этим детям, никогда не видившим улыбку, порой сложно даже улыбнуться. Родители, часто экономя свое время и «помогая» своему ребенку, не прививают им элементарные социальные навыки.  Не все воспитанники приходят в стены нашей школы социально адаптированными, многих приходится учить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой посуду, заправлять кровать и т.д.Учителя, обучая и вкладывая свои знания, силы, любовь, вкладывая и делают все возможное, чтобы  наши дети не чувствовали себя особенными, они с удовольствием бегают, прыгают, участвуют во всех мероприятиях школы и города.

Учителя нашей школы-интерната обладают такими качествами, как понимание, поддержка, любовь к ученикам, и, конечно же, творческий подход! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо, как минимум, любить свой предмет. Учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?  Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель"

Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими.Учителем надо родиться. Он должен быть сам воспитан, чтобы воспитывать других.

В настоящее время , с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества.

Учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. А это значит, что будучи педагогом, он постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, другими людьми и выполняет определенные необходимые функции т. е., как их иначе называют - "Функции педагогической деятельности". Исследования ученых ( Н. В. Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков, и др.) показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая - связанная с изучением учащихся уровня их воспитанности, обученности; прогностическая - выражающаяся в умении учителя определять направление воспитательной деятельности на каждом этапе воспитательной работы; конструктивно-проектировочная функция - обеспечивающая отбор и организацию содержания учебного материала, а также предполагающая постановку дальних перспективных целей обучения и воспитания; организаторская - связанная с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности; информационная -связанная с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации; коммуникативная - предполагающая установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса; творческая - определяющая отношение педагога к педагогической деятельности как творческому процессу.

Так как ребенка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая его среда, то необходимо усилить влияние учителей, воспитателей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации, родителей, организаторов детского досуга и т. д., причем это влияние должно осуществляться как в микрорайоне школы, так и быть частью государственной политики в области воспитания и обучения.

Учителю и даже педагогическому коллективу в наше время трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио- и телепрограммы, конкурсы, не требующие ни интеллектуального развития детей и подростков.

Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и четко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

Но, учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. «Учитель живет до тех пор, пока учится» (Ушинский К. Д). Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.

© Белоусова Е.О., 2017

Список литературы

  1. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей, Ленинград, 1980
  2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
  3. Жернакова М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 8-10.
  4. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956, с. 18.
  5. Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л.Брайля /Под редакцией к.п.н., доцента, заслуженного учителя Рогушина В.К./, ч.1.,М.,2005

 « На главную

Полезные ссылки
 
• Коллекция цифровых образовательных ресурсов
•  Математический портал
• Официальный сайт ЕГЭ
• Профориентация
погода в Артеме

© 2010-2017 КГОБУ "КШИ" г.Артем webmaster Новости  |   О школе  |   Фотоальбом  |   Родителям  |   Контакты