A- | A | A+
Эл.журнал учителя
Имя
Пароль
Запомнить меня    

Применение Веб-квестов на уроках

Олейник Светлана Владимировна,
учитель информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Уссурийска"
Уссурийского городского округа Приморского края РФ
svetlanaoleynik@mail.ru

В настоящее время  широко известен и активно применяется во многих российских школах метод проектов. Web-квесты (веб-квест, webquest) один из видов проектной деятельности, который в течение последних лет я использую в учебной деятельности.

Познакомилась с данной образовательной технологией в США, два года назад, когда была участницей российско-американской  программы обмена опытом преподавания "Учителя-Учителям".

Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. 

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов» [3].

Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж и Том Марч. Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для веб-квестов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В любом веб-квесте должно быть:

  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  • Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
  • Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  • Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
  • Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
  • Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Пример веб-квеста созданного мной для учащихся 8-9 классов по теме " Создание школьной газеты".

  • Вступление.

Дорогие ребята! Приглашаю вас заняться интересным и увлекательным делом, созданием школьной электронной газеты «Поколение». Вам необходимо образовать группы по 5 человек, выбрать одну из предложенных ролей и выполнить свою часть задания. Первоначально оформляете материалы в текстовом или графическом редакторе. Окончательный вариант (совместный проект) – электронная газета в виде сайта. Компьютер, Интернет должны стать вашими друзьями и помощниками. Желаю всем творческих успехов!

  • Центральное задание.

Создать новый выпуск школьной электронной газеты «Поколение». 

  • Список информационных ресурсов:

http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=3  Уроки в фотошопе по обработке фотографий;
http://spphotopro.ru/edit-photo-photoshop - Обработка и редактирование фотографий в фотошопе;
http://foto.mail.ru/mail/nata5939/56 - Ссылки на образцы электронных школьных газет;
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200700601 «Компьютер и здоровье школьника» и т.д.
Соблюдайте авторские права пользователей сети, делайте в статье ссылки на источник информации.

  • Роли.

Журналист, редактор, фоторепортер, художник, веб-мастер.

  • Описание процедуры работы.

1) Редактор является лидером и создает издательство газеты.  Проведите заседание редакционного совета по определению тематики статей в рубриках газеты; оказывайте помощь журналистам, фоторепортерам, художникам; сделайте окончательную верстку газеты, используя приложение Microsoft Word; подготовьте сценарий презентации газеты, представьте его на защите, сделайте буклет по представлению газеты в приложении Microsoft Publisher.

2) Группе журналистов предлагаются следующие задания:     напишите по одной статье в любых двух  рубриках газеты: - репортаж о Дне здоровье или заочное путешествие по экзотическим странам мира; напишите статью о влиянии компьютера на здоровье школьников, проведите анкетирование на волнующую Вас тему, сделайте анализ данных анкетирования, возьмите интервью у учителя школы.

3) Фоторепортёр работайте совместно с журналистом, подберите иллюстрации для статей, оформите фоторепортажи школьных событий, редактируйте снимки, создайте коллажи в графическом редакторе Adobe Photoshop CS 2.

4) Художник работайте совместно с журналистом или самостоятельно, создайте рисунки на компьютере в графических редакторах  Windows Paint, AdobePhotoshop CS 2: иллюстрации статей газеты; логотип газеты.

5) Веб-мастер создайте сайт газеты "Поколения", разместите весь материал, созданный участниками вашей группы.

  • Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Сформулированы наиболее значимые критерии оценки. Критерии адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывают: достижение заявленной цели; качество выполнения работы; качество процесса выполнения работы; содержание; сложность задания.

  • Заключение.

Создание выпуска школьной электронной газеты «Поколение» рассчитано на учащихся 8-9 классов, на две-три недели работы. 
Этапы работы над квестом:

1) начальный этап - учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2) ролевой этап - индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

3) заключительный этап - команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. 

Технология веб-квест позволяет формироваться следующим компетенциям: использование информационных технологий для решения профессиональных задач; самообучение и самоорганизация; работа в команде; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навык публичных выступлений. 

Веб-квест, как интерактивная форма организации проектной деятельности поощряет исследовательское мышление учащихся, способствует развитию универсальных навыков самостоятельности, критичности, коммуникативности и сотрудничества, углублению профессиоанальных компетенций, расширению кругозора каждого учащегося. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов, воспитывает ответственность и уверенность в себе. Таким образом, преимущества веб-квестов очевидны и данная технология достойна массового внедрения в учебном процессе и образовательном пространстве.

Библиографический список
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест.  Режим доступа:  http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/513088/
5. В.С.Шевелева. Web-квесты в процессе обучения школьников. Режим доступа:   http://www.openclass.ru/node/20147
6. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 2005. Режим доступа:http://academics.smcvt.edu/cbauer-ramazani/Links/webquests.htm


 « На главную

Полезные ссылки
 
• Коллекция цифровых образовательных ресурсов
•  Математический портал
• Официальный сайт ЕГЭ
• Профориентация
погода в Артеме

© 2010-2017 КГОБУ "КШИ" г.Артем webmaster Новости  |   О школе  |   Фотоальбом  |   Родителям  |   Контакты